Поиск по сайту
Авторизация
Событийный календарь
Подписка на рассылку
|
Информационные письма
17.12.2010
Новодевичий монастырь. Материалы к собеседованию.Памяти игумении Серафимы (Черной)16 декабря 1999 года на 86-м году жизни скончалась настоятельница Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная). С ее именем связано возобновление монашеской жизни в стенах древней московской обители. Игумения Серафима (Варвара Васильевна Черная) родилась 12 августа 1914 года в Петрограде. Отец, Василий Августович Резон, служил в Финляндском статс-секретариате. Пропал без вести во время Первой мировой войны в 1914 году. Мать - Леонида Леонидовна Чичагова, по профессии врач, в 1953 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I поступила в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, где приняла монашество с именем Серафима. Скончалась в 1969 году и похоронена в Пюхтицком монастыре. Отец матери - Леонид Михайлович Чичагов, офицер-артиллерист, участник Русско-турецкой войны, впоследствии митрополит Серафим (Чичагов) - иерарх Русской Православной Церкви, подготовивший канонизацию старца Серафима Саровского, принял мученическую кончину в 1937 году. В 1997 году Русской Православной Церковью причислен к лику святых. Муж Варвары Васильевны Николай Валентинович Черный, искусствовед, умер в 1983 году. После окончания школы в Подмосковье в 1929 году Варвара Васильевна поступила в Московский нефтехимический техникум. С 1931 года работала в Военно-технической академии, в Институте органической химии АН СССР. В 1939 году окончила Московский институт тонкой химической технологии и была направлена на работу на Московский завод "Каучук". С 1942 года она - заместитель главного инженера завода, в 1946 году переведена на научную работу в Институт резиновой промышленности, где проработала до 1986 года, до ухода на пенсию в возрасте 72 лет. Имела научные звания кандидата химических наук (присвоено в 1951 году), доктора технических наук (в 1970 году), в 1972 году была утверждена в звании профессора, в 1975 году ей было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники СССР, а в 1979 году присуждена Государственная премия СССР. Имела правительственные награды: Орден Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской Революции, 8 медалей за различные заслуги. За усердные труды по возрождению монашеской жизни в Новодевичьем монастыре по представлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий наградил игумению Серафиму крестом с украшениями - в 1997 году и орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги II степени - в 1999 году, ко дню 85-летия. Для стяжания христианского смирения Варвара Васильевна с 1986 года несла послушание за свечным ящиком в московском храме Илии Обыденного. У себя на дому вела православные семинары, благодаря которым воцерковилась немалая часть московской интеллигенции. Происходя из старинного дворянского рода Чичаговых, с детства воспитанная в православной вере и верности Святой Церкви, Варвара Васильевна всей своей жизнью в науке показывала, что подлинное знание, серьезная наука не только не противоречат вере в Бога, но помогают истинную веру сделать еще более убедительной. И уже в почтенном возрасте, когда, как правило, человек стремится к заслуженному покою и отдыху от жизненных трудов. Варвара Васильевна избирает для себя едва ли не самый трудный подвиг - деятельное служение Церкви. Имея своим духовным наставником митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, под его руководством матушка активно занималась сбором архивных материалов, которые стали основой для канонизации ее деда митрополита Серафима (Чичагова). С ее именем связано возобновление пять лет назад монашеской жизни в стенах древней московской обители. 13 октября 1994 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил монашеский постриг Варвары Васильевны Черной с именем Серафима в честь преподобного старца Серафима Саровского, а 27 ноября 1994 года за Божественной литургией в том же храме возвел ее в сан игумении и вручил ей игуменский жезл. Все, кто мог наблюдать жизнь матушки Серафимы в монастыре, поражались, как много в этой маленькой пожилой женщине заключалось подлинной силы духа, неутомимого трудолюбия и неиссякаемой веры в помощь Божию. Невозможно перечислить всего, что сделано матушкой игуменией за пять лет существования обители. Это и благоустройство монастырских помещений (и прежде всего создание прекрасных условий для повседневной жизни сестер), и постоянная забота о благолепии храмов, богослужении в монастыре, а также на двух монастырских подворьях. Велик ее личный вклад в сооружение храма-памятника новомученикам и исповедникам Российским в Бутове, где в годы безбожного режима пострадали за Христа многие из тех, кто сохранил верность Матери-Церкви. Именно по ходатайству матушки Серафимы и благодаря ее неустанным поискам в исторических и церковных архивах летом 1999 года Святейший Патриарх Алексий благословил возобновить молитвенное почитание схиигумении Елены (Девочкиной) - первой настоятельницы Новодевичьего монастыря. Матушка Серафима прожила по человеческим меркам долгую жизнь, исполненную непрестанными трудами на благо нашего Отечества и Русской Православной Церкви. Но и этой большой жизни не хватило ей, чтобы совершить все, что она задумывала и чем еще хотела прославить родную обитель. В своих трудах она находила помощь огромного числа самых разных людей. Матушка Серафима всегда была так искренна в своей любви к Святой Церкви, так умела вдохновить людей на труды ради пользы церковной, что помощь приходила всегда в нужное время и подчас совершенно неожиданно. Матушку Серафиму нельзя было не любить - такой удивительной души человеком она была. Известие о ее кончине опечалило многих: в день погребения просторный Успенский храм Новодевичьего монастыря не смог вместить всех, кто пришел проводить матушку в "путь всея земли". В тот день, 18 декабря 1999 года, заупокойную Божественную литургию и чин монашеского погребения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении архиепископа Можайского Григория и епископа Видновского Тихона, а также духовенства Москвы и Московской епархии. Перед отпеванием Владыка Ювеналий произнес пространное прочувствованное надгробное слово, а перед этим было оглашено утешительное послание, которое направил по этому поводу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Соболезнования были получены от Правительства Москвы, от префектуры Центрального административного округа и управы "Хамовники". Проводить матушку игумению Серафиму в последний путь прибыли министр Правительства Москвы префект Центрального административного округа А. И. Музыкантский, глава Наро-Фоминского района Московской области В. И. Крамков, директор Государственного Исторического музея А. И. Шкурко, сотрудники филиала ГИМа "Новодевичий монастырь". К глубокому утешению насельниц и прихожан обители, матушка Серафима погребена в ограде Успенского храма с северной стороны. Вечная память достоблаженной нашей матушке, всечестной игумении Серафиме! Архиепископ Можайский ГРИГОРИЙ, викарий Московской епархии www.jmp.ru/jmp/00/02-00/14.htm Правительство РФ передало Православной церкви Новодевичий монастырь – последнюю московскую обитель, остававшуюся вне ведения Патриархата. Основанный в XVI веке, Новодевичий закрыли на заре Советской власти. Не так давно монашеская жизнь здесь возобновилась, но продолжал работать филиал Исторического музея. Кстати, церковь намерена сохранить научно-просветительскую деятельность в одном из красивейших архитектурных комплексов столицы. Событие историческое и торжественное - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и глава Росимущества Юрий Петров подписывают акт передачи Новодевичьего монастыря Русской православной церкви. "Сегодня это свершилось. Соглашение подписано. Новодевичий монастырь передаётся Московской епархии Русской православной церкви. Историческая справедливость восстановлена", - подчёркивает Юрий Петров. "Мы приносим сердечную благодарность Российскому государству за этот акт восстановления исторической справедливости", - отмечает патриарх Кирилл. Речь в соглашении идёт о безвозмездном и бессрочном пользовании – но только зданий Новодевичьего. Иконы, драгоценные оклады, предметы церковной утвари останутся в ведении государства. А это значит, мирное соседство Исторического музея и православной обители продолжится. "Восстановление справедливости без потрясений для церкви и мира культуры", - считает патриарх. Научные сотрудники Исторического музея пришли в Новодевичий в начале 1930-х, когда монастырь находился в ужасающем состоянии – после того, как монахинь выгнали, устроили в намоленных стенах музей раскрепощённой женщины и даже поселили квартирантов. Музейщики спасли и сохранили подлинный ансамбль обители. 42 объекта. Среди них – Смоленский собор, где был наречён царём Борис Годунов. "Храмы в Новодевичьем монастыре имеют подлинные иконостасы подлинные фрески. Фрески Смоленского собора дальше середины XVI века не уходят. Это капитальная древность, это означает колоссальнейшее бремя", - рассказывает заведующая филиалом Государственного исторического музея "Новодевичий монастырь" Марина Шведова. И это колоссальнейшее бремя музейные специалисты, конечно, не переложат на хрупкие плечи инокинь. Потому что следить за сохранностью фресок и древнейших икон, поддерживать памятники архитектуры не сможет никто, кроме профессиональных реставраторов. "За эти годы мы привыкли к сотрудникам, многие из них стали друзьями. Мы обращаемся к ним по разным поводам, в том числе и когда дело касается реставрации икон", - говорит настоятельница монастыря игуменья Маргарита (Феоктистова). Когда игуменья Маргарита говорит "за эти годы" – она имеет в виду последние 16 лет. Монахини вернулись в Новодевичий в 1994-м. С тех пор и живут, и работают под прицелом фотокамер туристов и бок о бок с реставраторами Исторического музея. Реставраторам вскоре предстоит переезд – на Измайловский остров, в корпуса Николаевской военной богадельни. А что касается экскурсий в монастырь – они, конечно, не прекратятся, но только в строго регламентированное время. В 2024-м Новодевичьему исполнится 500 лет. Большой юбилей отметят вместе – возрождённая обитель и сохранённый памятник, включённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО. www.vesti-moscow.ru/rnews.html?id=76558 Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) 1856-1937гг. (23 февраля 1997г. на Архиерейском соборе русской православной церкви принято решение о канонизации). Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856г. в семье военного, принадлежавшей к одному из наиболее знаменитых родов России. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в Балканской войне (1876-1877) и под впечатлением пережитого стал задумываться над вставшими перед ним на войне вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. Вернувшись в Петербург, находит духовную поддержку у святого праведного отца Иоанна Крондштадского, ставшего для будущего святителя непререкаемым автотетом. В 1879г. Леонид Михайлович вступает в брак с Н.Н.ДохтуровоЙ. Выйдя В отставку в чине полковника, в 1895г. Л.М.Чичагов по благословению святого Иоанна Крондштадского принимает священный сан. Он служит в разных церквах Москвы. В 1895г. умирает его жена. Скорбя об утрате близкого человека и сосредоточившись на молитве, отец Леонид тянется в это время к монастырской жизни, что сказывается и на его творческих интересах: именно тогда он начинает составлять и ныне читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это становится для него началом изучения жизни преподобного Серафима Саровского. В 1898г. отец Леонид Чичагов принимает постриг с именем Серафим и зачисляется в Троице-Сергиеву лавру. Вскоре он, уже в сане архимандрита, назначается настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Он решился обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского непосредственно к императору Николаю п. В 1903г. Священный Синод причисляет старца Серафима к лику святых русской Православной церкви. Позднее архимандрит Серафим составил акафист преподобному, обогативший русскую традицию церковной гимнографии. В 1905г. архимандрит Серафим принял сан епископа Сухумского, а затем попеременно возглавляет Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры в сане архиепископа. В 1917-1918 годах владыка Серафим участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе, на котором возглавил работу соборного отдела «Монастыри и монашество». В 1921 г., уже в сане митрополита, он был арестован и приговорен к ссылке в Архангельскую область. Вернувшись через год в Москву, митрополит Серафим вскоре был опять арестован: ему вменялось в вину прославление преподобного Серафима Саровского. Затем, он несколько лет жил в Воскресенском Феодоровском монастыре. В 1928г. владыка Серафим возглавил Ленинградскую кафедру. В 1933г. 77¬летний святитель, отдавший все силы епархии, был отправлен на покой. Больной и немощный, 82-летний старец был арестован. Он не признал обвинений в антисоветской деятельности и был расстрелян 11 декабря 1937г. в деревне Бутава недалеко от Москвы. |