Поиск по сайту
Авторизация
Событийный календарь
Подписка на рассылку
|
Важные объявления
01.12.2010
Аккредитация для работы на территории Новодевичьего монастыряМакеева Т.М., научный сотрудникфилиал Государственного Исторического музея Новодевичий монастырь Новодевичий монастырь является уникальным памятников русской истории и культуры XVI – XVII веков. Его архитектурный ансамбль считается одним из самых красивых среди русских монастырей. В XVI – XVII веках монастырь был участником и свидетелем многих исторических событий. Подчеркивая исключительную ценность ансамбля Новодевичьего монастыря для всего человечества, ЮНЕСКО в 2004 году включает монастырь в Реестр памятников мировой культуры. История Новодевичьего монастыря. Основал монастырь в 1525 году великий князь Василий III, отец царя Ивана Грозного, в память о возвращении древнего города Смоленска в состав Российского государства из-под власти Литовского княжества в 1514 году. Считали, что это событие завершило создание единого и независимого государства Российского. Великий князь дал обет поставить на Москве «девичь» монастырь и посвятить его святыне Смоленска иконе Пречистой Богородицы Одигитрии (греч. – «путеводительница»). С момента основания и до XVIII века русские цари часто приезжали в монастырь на богомолье и оказывали ему всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями этой обители были родственницы Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I, а также представительницы знатных боярских фамилий Воротынских, Кубенских, Хитрово. Получая богатые пожалования землёй, деньгами и ценностями, Новодевичий монастырь уже в XVI веке превратился в богатое феодальное хозяйство. В конце XVII столетия он считался вторым по богатству женским монастырём в России, после кремлёвского Вознесенского монастыря. Расположение в пригороде Москвы, у начала смоленской дороги, определило стратегическое значение Новодевичьего монастыря. Он входил в единую систему обороны столицы, которая включала стены Кремля, Китай-города, Белого-города, Земляного города, полукольцо монастырей-сторожей (они могли защитить подступы к столице – дороги и речные переправы). Новодевичий монастырь защищал юго-западные подступы – смоленскую дорогу и две речные переправы. Монастырская крепость участвовала в отражении набегов крымских ханов в 1571 и 1591 годах. В Смутное время, в августе 1612 нода под стенами монастыря происходило решающее сражение за освобождение Москвы от польских интервентов. Довелось монастырю быть свидетелем интересных политических событий. Так, 21 февраля 1598 года в Смоленском соборе патриарх Иов благословил боярина Бориса Годунова на царский трон. В январе со смертью бездетного царя Федора Иоанновича пресеклась царская династия Рюриковичей, и его вдова царица Ирина Федоровна стала монахиней Новодевичьего монастыря. На Земском соборе выбрали царем родного брата царицы - боярина Бориса Федоровича Годунова, который был в то время на богомолье в Новодевичьем монастыре. Поэтому, сюда три раза ходили москвичи крестным ходом просить Бориса на царство. Вторая половина XVII века и особенно время правления царевны Софьи Алексеевны в 1682 – 1689 гг. стали для монастыря временем наивысшего расцвета. Богатый придворный монастырь имел славу «царской обители». Часто посещала этот монастырь не только царевна-правительница Софья, но и её сёстры – Екатерина, Мария, Евдокия. Монастырь становится летней загородной резиденцией Софьи Алексеевны. Тогда же окончательно сформировался его архитектурный облик. Но активное участие царевны Софьи в борьбе за власть привело к тому, что с 1689 года и на последующие 16 лет Новодевичий монастырь стал местом ссылки опальной царевны. После последнего стрелецкого бунта в 1689 году Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Для проживания царевны выбрали бывшую стрелецкую караульню при Напрудной башне, где она и скончалась в 1704 году. Постепенно Новодевичий монастырь теряет былой престиж «придворной обители». После 1764 года монастырь, как и все прочие церковные организации, лишился всех земельных владений и был причислен к 1-му классу с соответствующим денежным содержанием. Во время Отечественной войны 1812 года на территории монастыря размещался французский гарнизон в 2 тысячи человек из корпуса маршала Даву. Перед отступлением из Москвы французы готовили взрыв Смоленского собора, который предотвратили оставшиеся в монастыре монахини. В XVIII – XIX веках Новодевичий монастырь активно занимался благотворительной деятельностью. Продолжала работать златошвейная мастерская, основанная еще Ириной Годуновой в конце XVI столетия. В обществе происходит осознание культурной и исторической значимости Новодевичьего монастыря и в 1898 году начинаются первые реставрационные работы в Смоленском соборе. После закрытия монастыря в 1922 году в его стенах был создан музей. Первоначально он работал самостоятельно, а с 1934 года стал филиалом Государственного Исторического музея. Тогда, в 20 – 30-е годы сформировалась музейная коллекция, в которую вошла богатейшая ризница монастыря. Небольшое число памятников поступили в фонды музея из закрытых церквей и монастырей Москвы через государственный фонд. С середины 50-х годов начинаются большие реставрационные работы крепостных стен и башен. Но только в 1970-х годах, после того как переселили из монастыря в нормальные условия всех «квартирантов» (ранее в монастырских зданиях проживало около тысячи человек), проводятся самые серьезные работы по восстановлению первоначального облика всех архитектурных памятников Новодевичьего монастыря. Этот период завершается реставрацией настенной фресковой росписи и иконостаса Смоленского собора. Осенью 1994 года была восстановлена монашеская обитель - Богородице-Смоленский женский монастырь. По штату в обители проживает 40 насельниц. С января 2008 года настоятельницей является монахиня Маргарита (Феоктистова Елена Юрьевна). Она родилась в 1963 году, врач по образованию. С 1947 года в Новодевичьем монастыре находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского (Лопухинские палаты). Митрополит Ювеналий руководит церковными делами на территории Московской области. Архитектура Новодевичьего монастыря. Полностью сохранился средневековый архитектурный ансамбль монастыря, который складывался постепенно в XVI – XVII веках. Территорию в 5 гектаров окружает крепостная стена. Её длина – 870 метров, высота от 5 м до 11 м, толщина – 3 метра, из 12 башен четыре угловые башни круглые. Первоначально крепостные укрепления монастыря были деревянными, как и большинство других его сооружений. Строительство каменных стен было сделано на крупные пожалования царя Бориса Годунова к 1603 г. С начальным периодом истории Новодевичьего монастыря связано сооружение главного Смоленского собора (1525 г.), а также, зимней Амвросиевской церкви с трапезной палатой и келейными Ирининскими палатами (середина XVI в.). В период правления царевны Софьи Алексеевны (1682 – 1689) облик монастыря преображается. За несколько лет царские мастера возводят три церкви, колокольню, жилые и хозяйственные здания. Архитектурный стиль конца XVII века иногда называют «московское барокко». Все церковные сооружения этого времени имеют многочисленные большие «под стекло» окна и нарядные белокаменные резные наличники, карнизы, колонны и другие декоративные элементы. Северные парадные ворота украсила Преображенская церковь (1687 -1689). Её отличают белокаменные кружевные наличники, изящные капители угловых колонн и резные «раковины». Слева от ворот расположились двухэтажные келейные палаты, которые вошли в историю монастыря как Лопухинские. Названы по имени первой жены царя Петра I - Евдокии Федоровны Лопухиной. Она провела здесь последние годы жизни (1727 – 1731). Над южными хозяйственными воротами возвели небольшую Покровскую церковь (1683 – 1688), а рядом с ними -белые в три этажа Мариинские палаты., которые строились для сестры Петра I - царевны Марии Алексеевны. С запада от Смоленского собора в 1685 году была построена новая зимняя Успенская церковь, к которой примыкает огромная трапезная палата. Этот бесстолпный светлый зал, площадью около 400 кв.м., перекрыт цилиндрическим сводом высотой 9 метров. С восточной стороны от собора в 1689 году завершилось строительство 6-ти ярусной колокольни (высота 72 метра). Певческие, Казначейские и Больничные келейные палаты строили в один этаж белого цвета. После того как Новодевичий монастырь 16 лет был местом содержания опальной царевны Софьи, он теряет былой престиж и в XVIII – XIX веках облик территории уже не менялся. Монастырский некрополь. В подклете Смоленского собора сохранились 34 захоронения с белокаменными надгробиями XVI – XVII веков представителей семьи царя Ивана Грозного, боярских и княжеских родов. В четверике собора располагаются гробницы родственниц царя Петра I - его сестёр Екатерины, Евдокии, Софьи; а также первой жены царя Евдокии Федоровны Лопухиной. Городское кладбище на территории монастыря сформировалось в XIX веке. Хоронили здесь лиц дворянского и купеческого сословия, профессоров университета, литераторов, врачей, общественных деятелей и т.д. В том числе: - Денис Васильевич Давыдов (1784 – 1839), герой Отечественной войны 1812 года, поэт; - Михаил Федорович Орлов (1788 – 1842), генерал войны 1812 года, декабрист: - Сергей Михайлович Соловьёв (1820 -1879), выдающийся русский историк; - Алексей Алексеевич Брусилов (1853 – 1926), знаменитый генерал Первой мировой войны. Часовня Прохоровых. (на соборной площади) Это семейный склеп очень известной и уважаемой в России семьи текстильных предпринимателей, основателей Трёхгорной мануфактуры в Москве. Здесь были похоронены 8 членов семьи. Мемориальная часовня из гранита и серого песчаника строилась по проекту архитектора В.А. Покровского в 1911 – 1916 гг. Внутри она отделана мозаичными композициями. У восточной стены Смоленского собора, под стеклянными витринами, сохраняются два белокаменных надгробия XVI века. Здесь была похоронена первая настоятельница Новодевичьего монастыря Елена Девочкина (1524 -1547). Она прославлена Русской Православной Церковью как местночтимая святая, под именем преподобная Елена Московская. Рядом находится захоронение ещё одной настоятельницы монастыря Евникеи (1556 – 1573). Смоленский собор. Это самое древнее каменное сооружение монастыря. Собор был освящен 28 июля 1525 года в честь Смоленской иконы Пречистой Богородицы Одигитрии. День освящения собора считается датой основания монастыря. В настоящее время собор остается уникальным музейным собранием произведений русского средневекового искусства, а также главным храмом Новодевичьего монастыря. Богослужения в соборе были возобновлены 10 августа 1995 года. Собор тогда был вновь освящен патриархом Алексием II. Совершаются богослужения так, как было принято в древности - летом, по воскресным и праздничным дням. Для осмотра туристическими группами собор открывают в конце мая и закрывают в конце сентября, в зависимости от погодных условий. В дождливую погоду Смоленский собор закрыт для осмотра. Группам туристов не рекомендуется заходить в собор во время богослужения. Собор уникален тем, что сохранил настенную роспись XVI – XVII веков, выполненную в технике фрески-секко, то есть по сырой штукатурке с дальнейшей проработкой деталей по сухому. Строили собор как летний храм без системы отопления. Фреске вредны резкие перепады температуры и влажности. Шестистолпный объем собора увенчан пять куполами, которые располагаются ближе к восточной стене. С трёх сторон собор окружен широкой каменной галереей, на которой в старину размещались два придела. И сейчас, в северной части галереи располагается кованная металлическая решетка 1685 года (вклад царевны Софьи), отмечавшая вход в Апостольский придел. Цокольный этаж собора - подклет, в те времена явл. первым этажом. Собор посвящен Богородице, поэтому особое место в его росписи занимают богородичные сюжеты. В люнете над алтарной аркой храма помещен монументальный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. На стенах собора располагается цикл композиций, иллюстрирующих Акафист - торжественное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 25 стихов (икосов и кондаков). По горизонтали, они разделены на три ряда полосой красного цвета. Кроме того, в нижний ряд росписей входят композиции на тему «Сказания о Лиддской иконе Богоматери». Кроме того, внизу над декоративными «полотенцами» располагается надпись, сделанная по распоряжению царя Бориса Годунова, следующего содержания: «По великой вере, по сердечному желанию и по душевному усердию великие государыни и великие княгини иноки Александры всея Руси и царствующего брата её великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца и многих государств государя и обладателя, и его благоверные царицы и великие княгини Марии и его царских чад благоверных царевича Федора и великие царевны Ксении, совершися бысть сия церковь на похвалу чудному и чудотворному образу нарицаемые Смоленския в 1-е (лето) славного государства его, при святейшем Иове патриархе. Лета 7106.» Часть сюжетов росписей храма связана с историческими событиями первой половины XVI века. Так, на столпах собора изображены святые воины и русские Святые князья - Рюриковичи, предки московских правителей. Среди них - Борис и Глеб, Всеволод – Гавриил Псковский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский. Выбор этих святых напоминал о том, что Новодевичий монастырь был построен на средства московского князя в память его победоносного похода на Смоленск. В числе святых жен на столпах изображены византийские императрицы, потому что матерью Василия III была родственница последних византийских императоров София Палеолог. Высокий сомкнутый пятиярусный иконостас в Смоленском соборе был сооружен по заказу Бориса Годунова в 1600 году. От этого иконостаса сохранились иконы праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого рядов (все иконы в драгоценных окладах, сделанных в технике «басмы»). Существующий ныне резной золоченый иконостас был создан при царевне Софье в 1683 – 1685 гг. артелью резчиков Оружейной палаты Московского Кремля во главе с Климом Михайловым и Дорофеем Золотарёвым. Новая для того времени техника называлась «флемской» резьбой. Высота иконостаса 11 метров, главным украшением стали 86 резных колонн. Они делались из цельных стволов дерева липы. Местный ряд иконостаса состоит из икон разного времени, вложенных в монастырь русскими царями от Ивана Грозного до Петра I. Храмовая икона «Богоматерь Смоленская» (первая четверть XVI века) является списком с образа, который хранился в Благовещенском соборе Кремля. В конце XVII века для иконы изготовили новую раму из 16 клейм цветной эмали с изображениями праздников. Ирининские палаты. Двухэтажные келейные палаты были построены в XVI веке для родственниц царя Ивана Грозного и в настоящее время представляют прекрасный образец русского средневекового зодчества. Первоначально кровля имела «бочкообразную» форму. На уровне второго этажа палаты окружала открытая галерея, там же было устроено крыльцо, к которому можно было подняться по широкой лестнице. Вдовая царица Ирина Федоровна (Годунова), в инокинях - Александра, прожила здесь пять лет (1598 – 1603) в окружении своих келейниц и вышивальщиц. По желанию царствующего брата похоронили её в Кремле, в женском Вознесенском монастыре. В настоящее время мы можем видеть интерьер тех царских келий, которые упоминает А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»: «Теперь они пошли к царице в келью, Туда вошли Борис и патриарх С толпой бояр…» В 2004 году в Ирининских палатах была открыта постоянная экспозиция музея «Обитель пресветлая и дивно украшенная», где представлено около 300 экспонатов. Экспозиция как бы дополняет рассказ о монастырской истории и архитектуре. 1-й этаж. Зал №1. В просторном зале с опорным столпом в центре представлены фрагменты фресковых росписей, которые были сняты реставраторами со стен разрушенных храмов Москвы или других городов. Настенная роспись церквей делала для отдельного человека зримым мир христианской древности. И если первоначально основными сюжетами русских фресок оставались событии и личности Священного писания (Библии), то в XVII веке в них начинает отражаться понимание глубин всей человеческой истории в целом: от изображений древних античных историков и философов до событий национальной истории, взятых из Священных преданий. В зале представлены небольшие фрагменты фресок со стен церкви Чуда архангела Михаила (XVI в.) из Чудова монастыря московского Кремля: «Святой Прохор» и «Голова Иосифа». Все постройки монастыря были разобраны в 1929 году при строительстве правительственного здания. Из московского Новоспасского монастыря (1689 г.) происходят изображения античных философов Солона, Плутарха, Анахарсиса и сцена «Крещение княгини Ольги». Из Пафнутьево – Боровского монастыря представлен необычный сюжет «Святой Николай и еретик Арий» (1665 г.). В основу положен рассказ из Жития святого Николая Чудотворца: на 1-м Вселенском соборе (335 г.) в пылу спора святой Николай ударил упорствующего еретика Ария. В назидание верующим показано, какой позорной смертью Бог наказал этого еретика. Большинство фрагментов фресок происходят из Троицкого собора Макарьевского монастыря города Калязина. При строительстве канала Москва – Волга в 1935 году монастырские постройки были затоплены водохранилищем. Расписывала храм в 1654 году артель из 15 ярославских и костромских мастеров во главе с Семёном Абрамовым. В росписи собора преобладали темы Ветхого Завета и большой лицевой Апокалипсис. В зале представлены фрески «Строительство Ноева ковчега», «Жена в царском венце на чудище», «Христос во главе воинства небесного» и другие. Всё выполнено в мягкой, фольклорной манере. Бесы и многоголовые чудища кажутся пришедшими из народных сказок, нестрашными и вполне победимыми. Небесное же воинство во главе с Христом - могучим и неустрашимым. Зал №2. Здесь представлены иконы из иконостасов церквей Новодевичьего монастыря, которые строились по заказу правительницы Софии Алексеевны в 1682 – 1689 гг. Некоторая часть первоначальных иконостасов из Покровской, Успенской церквей, приделов Смоленского собора сохранились до наших дней. Тогда в монастыре работали лучшие придворные мастера – иконописцы: Федор Зубов, Карп Золотарёв, Василий Пахомов, Сергей Рожков и др. Мастера из Оружейной палаты работали в передовой для того времени живописной манере: лики и фигуры святых приобретают объёмность, вместо обратной применялась прямая перспектива, большое внимание уделяется прорисовке деталей. Мастера начинают подписывать свои работы, иногда ставят своё имя даже на лицевой стороне иконы. Зимняя Успенская церковь была освящена патриархом Иоакимом 6 сентября 1686 года. Иконы «Богоматерь Одигитрия» и «Успение Богородицы» из местного ряда этой церкви писал ведущий мастер Посольского приказа Карп Золотарёв в 1685 г. Зимой, в состав этого ряда входила храмовая икона из Смоленского собора. Также в местном ряду находилась более древняя икона «Богоматерь Корсунская» (нач. XVII в.). Одной из последних крупных иконописных работ с участием Карпа Золотарёва (1690 г.) стал иконостас «домовой» церкви царевны Евдокии Алексеевны. Церковь «Пустынника Варлаама и царевича Иоасафа» располагалась в первом ярусе колокольни, примыкая к палатам царевны. В духе времени, в деисусном ряду вместо святителей изображены апостолы. В местном ряду обращают на себя внимание парные иконы «Пустынник Варлаам» (слева от царских врат) и «Царевич Иоасаф» (справа). Такие изображения старца и царевича появляются в русском искусстве в XV веке. Сюжет взят из очень популярного в средневековой Европе сочинения «Повесть о Варлааме и Иоасафе». В руке у старца Варлаама сияет драгоценный камень – это символ веры, но увидеть и получить его может только тот, кто примет христианство. Царевич так и поступает: он изображен в короне, но в руке он держит не скипетр, а крест с распятием. Практически полностью представлен в экспозиции иконостас Софийского придела, «домовой» церкви царевны Софьи, которая размещалась на южной галерее Смоленского собора. Учитывая политические притязания царевны, придворные иконописцы под руководством Федора Зубова создали один из самых необычных иконостасов в русской средневековой традиции. Главной темой стало изображение святых жен, среди которых особое место занимали русские княжны и княгини - Евфросиния Полоцкая, Феврония Муромская, Евфросиния Суздальская и др. Рама этого иконостаса не сохранилась, кроме царских врат. Непростой оказалась судьба иконостаса надвратной Покровской церкви, бывшей в конце XVII века «домовой» церковью царевны Марии Алексеевны. В результате перестроек от её древнего иконостаса сохранилось несколько икон местного ряда и средник деисусного чина. Местный ряд состоял из больших праздничных икон: «Рождество Христово» (с подписью Кирилла Уланова), «Богоявление», «Введение во храм», «Покров Богородицы» (с подписью Василия Пахомова). Большие перестройки в конце XVII века коснулись главного монастырского храма - Смоленского собора. В том числе, в 1685 году мастера Оружейной палаты «одели» главный тябловый иконостас собора в новую золоченую резную раму. Одновременно, иконописцами под руководством Федора Зубова был создан новый шестой ряд - Страстной чин, и ряд верхних обрезных икон святых, предстоящих Распятию. В XVII веке почитание «страстного пути Христа» в Иерусалиме, приводит к возникновению сюжетов, соответствующих евангельскому описанию страданий Христа. В таком виде соборный иконостас существовал до 1900 года, когда при проведении первой в истории собора реставрации, для того чтобы открыть вид на образ Смоленской Одигитрии в алтарной части храма, было решено разобрать эти два верхних ряда. Мало что известно об иконостасе придела архангела Гавриила в дьяконнике Смоленского собора. Известно, что он был заказан мастерам Оружейной палаты в 1689 году. От него сохранились только небольшие иконы праздничного чина и царские врата. Поднявшись по лестнице на 2-й этаж, на площадке, можно увидеть макет Новодевичьего монастыря и картину «Новодевичий монастырь в 70-е годы XVIII века» работы неизвестного художника. На картине показан тот архитектурный облик монастыря, который сложился к 1689 году и без изменений сохранившийся до нашего времени. Зал №3. Экспонаты представленные в залах №3 – 5 подчёркивают связи Новодевичьего монастыря с русским царским домом в середине XVI – начале XVIII вв. Памятников прикладного искусства эпохи Ивана Грозного сохранилось очень мало, т.к. в Смутное время (1611 г.) монастырь был сожжён и разорён поляками. Слева, в 1-й витрине представлена серебряная водосвятная чаша - один из покаянных вкладов царя Ивана Грозного в монастырь после убийства Грозным старшего сына и наследника царевича Ивана. Вдова царевича царевна Елена Шереметева стала монахиней Новодевичьего монастыря. Во 2-й витрине, серебряное блюдо с вкладной надписью по краю принадлежало княгине Ульяне Палецкой. Вдова младшего брата царя ушла на жительство в Новодевичий монастырь в 1564 году. Здесь же, икона «Иоанн Предтеча» (XV век) в серебряном позолоченном с чернью окладе (конец XVI века) была одной из многочисленных домашних икон царицы Ирины Годуновой. Вероятно, икона была привезена из Сербии в дар царю Ивану Грозному как древний образ соимённого ему святого. Уже от царя икона могла попасть к Ирине, тоже в качестве дара или по наследству. Одним из монументальных вкладов царя Алексея Михайловича Романова в Новодевичий монастырь считается его «семейный иконостас». Он состоит из семи икон, объединенных золоченой оловянной рамой со слюдяными вставками. Иконы верхнего ряда достались царю от бабки Марфы Ивановны, а иконы нижнего ряда - от отца – царя Михаила Федоровича. В витринах с правой стороны представлены вклады в монастырь князей Воротынских и боярина Богдана Хитрово, руководившего Оружейной палатой. Их захоронения находятся в подклете Смоленского собора. Особо можно отметить дарохранительницу из серебра в виде голубя (1654 г., вклад князя И.А. Воротынского). Зал №4. В Новодевичьем монастыре сохранились келейные палаты нескольких сестёр царевны Софьи. Самой старшей из них была царевна Евдокия Алексеевна (1650 – 1712). Она прожила в монастыре четырнадцать лет, хотя и не была пострижена в монахини, даже в виду смертельной болезни. Царевна Евдокия, а через несколько лет её сестра Екатерина (1658 – 1718) были похоронены в Смоленском соборе под своими мирскими именами. В зале представлены надгробные иконостасы двух царевен, а также первой жены царя Петра - Евдокии Федоровны Лопухиной (1669 – 1731). В них были помещены домашние иконы царских родственниц. В иконостасе царевны Екатерины (первый слева) можно отметить большую икону соименной святой «Великомученица Екатерина с житием». К именинным или праздничным дарам, которые царевна получала, живя в Кремле, можно отнести икону «Святитель Николай» в золотом окладе, принадлежавшую ранее царю Михаилу Федоровичу. В иконостасе царевны Евдокии (второй слева) есть пять посмертных икон, написанных по заказу царской семьи очень известным мастером Кириллом Улановым. В верхнем ряду находится мерная икона царевны «Преподобная Евдокия», написанная в 1650 году в связи с крещением царевны. По традиции размер доски иконы должен был соответствовать росту («мере») новорожденной. В иконостасе много традиционных для русского молитвенного уклада икон Богоматери. Иконы в иконостасе царицы Евдокии Лопухиной отражают её сложную судьбу. К царскому периоду жизни (до 1699 г.) относится икона «Богоматерь Троеручица» в драгоценном окладе. Позднее, 18 лет она будет жить в Суздале в Покровском монастыре, затем семь лет в северном Ладожском монастыре. Иконы этого времени («Преподобная Евфросиния Суздальская», «Избранные святые») более скромные и в художественном отношении, и в оформлении окладов. Портретное изображение Евдокии Лопухиной относится к последним годам ее жизни, когда она в почете и достатке жила в Новодевичьем монастыре (1727 – 1731). В отдельной витрине размещены вклады царевен в монастырь: стопа столовая, корчик, ларец-теремок (работа царевен) с основой из дерева, которую закрывает шёлк расшитый серебряной нитью. В другой витрине стоит ларец-теремок (Русский Север, XVII в., моржовая кость, эмаль) из покоев царевны Софьи. Одной из основ средневековой интерьерной утвари были разнообразные по форме, материалу и назначению ларцы, в которых хранились казна, документы, книги, украшения и прочая «рухлядь» хозяев. Зал №5. В этом зале можно увидеть личные вещи царевны Софьи Алексеевны и ее вклады в Новодевичий монастырь. Правление Софьи Алексеевны для монастыря было временем расцвета славы и богатства. В эти годы был создан портрет царевны-правительницы, в котором даются реальные и узнаваемые черты самой Софьи, но их дополняют символы - державный двуглавый орёл и царские регалии (корона, скипетр и держава). Царь Петр приравнивал хранение таких портретов к государственной измене. В этой же витрине - кресло Софьи итальянской работы. В витрине напротив часть дворцовой утвари: стопа с крышкой, чаша-ставец, солонка, тарелки. Столовое серебро украшает резьба, золочение и чернь. Центральное место в зале отведено надгробному иконостасу царевны Софьи. В котором на самом верху находится «мерная» икона Софьи (46 см), в центре – икона «Богоматерь Иверская» (середина XVII в.), на кипарисовой доске, привезена с Афона. Восемь дробниц драгоценного оклада иконы сделаны были чуть позднее в технике выемчатой эмали по золоту и посвящены Сказанию об иконе Иверской. Шитая шелком и золотом икона «Богоматерь Смоленская» по преданию считается работой царевны Софьи и её сестёр. Зал №6. В таком просторном и светлом зале вероятно и располагалась в древности мастерская, где создавали вышивальщицы драгоценные пелены, подвесные иконы и облачения для священнослужителей. Наиболее сложной и дорогой работой считалось золотное «лицевое шитье», служившее украшением интерьера русских церквей. Рисунок сложных изделий делами профессиональные художники – «знаменщики». В витрине справа от двери - две шитые иконы «Никола Радовецкий» (1660 г.) и «Похвала Богородицы» (конец XVI века, мастерская Ирины Годуновой). Богослужебные облачения православного духовенства строго различались по форме: для дьяконов (поручи, стихарь, орарь), для священников (фелонь, епитрахиль), для архиереев (саккос, омофор, палица, митра). Весь центр зала показывает всё разнообразие таких облачений и красоту драгоценных тканей, из которых они шились. До XVIII века шёлковые ткани в России не производились. Особенно ценились у нас итальянские и французские «золотные» шелка и бархат. Православные монастыри не могли обходиться без библиотек, в которые входила как богослужебная, так и вероучительная христианская литература. В библиотеке Новодевичьего монастыря были рукописные книги с нарядными заставками и иллюстрациями, но в основном - печатные книги, работы московского Печатного двора: Псалтырь, нотный Ирмологион (сборник православных богослужебных песнопений), авторские работы Симеона Полоцкого. Здесь же представлена часть монастырского сервиза из олова для общей трапезы, как и полагалось по общежительному уставу. Полностью сервиз насчитывает 204 предмета. Рядом с Ирининскими палатами (на 1-м этаже) группы туристом могут посетить зал старой трапезной палаты (XVI в.), который используется как выставочное помещение. |