Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Информационные письма

17.10.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации

в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников»



Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» (далее – законопроект) разработан Минкультуры России во исполнение первого абзаца подпункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17.08.2015 № Пр-1893ГС, пункта 5 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 29.09.2015 № ОГ-П44-6673.

Современное состояние рынка услуг экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников характеризуется следующими проблемами:

система подготовки экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников отсутствует, увеличивается дефицит квалифицированных экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, способных обеспечить высокое качество услуг, растет число «самодеятельных» неквалифицированных специалистов;

механизмы контроля за качеством предоставления услуг отсутствуют;

планомерно идет захват отечественного туристического рынка иностранными гидами-переводчиками. Иностранные туристы получают искаженное представление об истории России, так как ее изложение непрофессиональными специалистами превращается в «альтернативную историю России», не имеющую ничего общего с реальной;


В большинстве европейских стран существуют строгие правила по работе экскурсоводов и гидов - переводчиков, не позволяющие иностранцам и людям без образования вести за собой туристов, получить разрешение на работу можно только при условии прохождения аттестации. Система выдачи документов аттестации контролируется государственными органами и профессиональными ассоциациями. Кроме того, существует четкое ограничение по территориальному параметру, в документах гидов оговаривается, в каком регионе он имеет право осуществлять профессиональную деятельность.

Вопрос введения обязательной аттестации неоднократно поднимался профессиональным экспертным сообществом в сфере туризма. Экскурсоводы и гиды-переводчики должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в своей области, но и иметь глубокие знания о регионе, его исторических и культурных особенностях. От уровня знаний и навыков инструкторов-проводников зависит безопасность туристов.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, упорядочение деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, обеспечение безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности, создание прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг, формирование позитивного имиджа Российской Федерации как страны, благоприятной и безопасной для туризма и отдыха.

    В части регулирования оказания услуг экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на туристских маршрутах

Оказание услуг экскурсовода (гида) или гида-переводчика на туристских маршрутах без прохождения аттестации и получения аттестата запрещается и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением услуг экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказываемых на объектах показа лицами, имеющими договорные отношения с владельцами таких объектов.

Для прохождения аттестации соискатель должен иметь среднее профессиональное или высшее образование, а также дополнительное профессиональное образование по типовой дополнительной профессиональной программе для экскурсоводов (гидов) или гида-переводчика, утвержденной Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России, либо стаж работы в качестве экскурсовода (гида) или гида-переводчика не менее пяти лет.

Аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов переводчиков проводится аттестационными комиссиями, формируемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма.

Аттестат, выданный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма, подтверждает уровень квалификации и позволяет оказывать услуги экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков проводится один раз в пять лет. По результатам успешного прохождения аттестации им выдается аттестат и нагрудная идентификационная карточка (бейдж) установленного образца.

За выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающего услуги на туристских маршрутах, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    В части регулирования оказания услуг инструкторов-проводников при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником

Оказание услуг инструкторов-проводников при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником, без получения соответствующего аттестата запрещается и влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для прохождения аттестации соискатель должен иметь среднее профессиональное или высшее образование, а также дополнительное профессиональное образование по типовой дополнительной профессиональной программе для экскурсоводов (гидов) или гида-переводчика, утвержденной Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России, либо стаж работы в данной сфере деятельности не менее пяти лет, и обязательно иметь опыт работы по сопровождению туристов и обеспечению их безопасности при прохождении соответствующего вида туристского маршрута.

Кроме того, соискатель должен пройти обучение по оказанию первой медицинской помощи, а также иметь медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника, сопровождающего туристов и обеспечивающего их безопасность при прохождении установленных видов туристских маршрутов.

В качестве инструктора-проводника не может быть аттестовано лицо, имеющее или имевшее судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.

Аттестация инструкторов-проводников проводится аккредитованными организациями по категориям сложности вида туристского маршрута. Виды туристских маршрутов, требующих сопровождение инструкторов-проводников, и категории их сложности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аттестация инструкторов-проводников проводится один раз в пять лет. По результатам успешного прохождения аттестации им выдается аттестат и нагрудная идентификационная карточка (бейдж) установленного образца.

Аттестат, выданный аккредитованной организацией, подтверждает уровень квалификации и позволяет осуществлять деятельность инструктора-проводника на территории Российской Федерации по туристскому маршруту, относящемуся к виду туристского маршрута соответствующей категории сложности туристского маршрута, указанных в аттестате.

За выдачу аттестата и нагрудной идентификационной карточки (бейджа) инструктора-проводника аккредитованной организацией взимается плата. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная аккредитация проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предоставляется на пять лет и позволяет организации осуществлять аттестацию инструкторов-проводников на всей территории Российской Федерации. Организация может получить аккредитацию на проведение аттестации в одном, двух и более видов туристских маршрутов.

    В части наделения новыми полномочиями

Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по:

установлению порядка аттестации, отказа в аттестации, отзыва аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, а также формы такого аттестата;

установлению порядка аттестации, отказа в аттестации, отзыва аттестата инструктора-проводника, оказывающего услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником, а также формы такого аттестата;

установлению порядка государственной аккредитации, отказа в государственной аккредитации, отзыва свидетельства о государственной аккредитации на право проведения аттестации инструкторов-проводников, оказывающих услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником, а также формы такого свидетельства;

установлению правил оказания услуг экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на туристских маршрутах;

установлению правил оказания услуг инструкторов-проводников при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником;

установление видов туристских маршрутов, требующих сопровождение инструкторов-проводников, и категорий их сложности;

установлению перечня заболеваний, препятствующих оказанию услуг инструктора-проводника при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником.

Министерство здравоохранения Российской Федерации наделяется полномочием по установлению порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению деятельности инструктора-проводника.

Министерство культуры Российской Федерации наделяется полномочиями по:

разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ для экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах, и инструкторов-проводников, оказывающих услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

государственной аккредитации организаций на право проведения аттестации инструкторов-проводников, оказывающих услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником;

ведению перечня организаций, аккредитованных на право проведения аттестации инструкторов-проводников, оказывающих услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником»;

установлению формы нагрудной идентификационной карточки (бейджа) инструктора-проводника, оказывающего услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником;

установлению размера платы за выдачу аттестата инструктора-проводника, оказывающего услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником, и нагрудной идентификационной карточки (бейджа) инструктора-проводника, оказывающего услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником, порядка ее взимания и возврата.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по:

аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах;

утверждению формы нагрудной идентификационной карточки (бейджа) экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах;

ведению реестра аттестованных экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

организации и осуществлению регионального государственного надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), оказывающих услуги на туристских маршрутах, гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах, и инструкторов - проводников, оказывающих услуги при прохождении туристских маршрутов, требующих сопровождение инструктором-проводником.

Для реализации новых полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации потребуется внести изменения в статью 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации по установлению зачисления доходов от уплаты государственной пошлины за выдачу аттестата экскурсовода (гида) и гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах, в бюджеты субъектов Российской Федерации. В бюджеты субъектов Российской Федерации также будут поступать средства от административных штрафов при проведении мероприятий регионального надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Вероятные поступления бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от проведения аттестации (без учета субъектов малого предпринимательства) составят 11 830,0 тыс.рублей.

Для расчета приняты следующие данные:

- средняя численность работников турфирм (без учета субъектов малого предпринимательства), включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, по данным Росстата за 2014 год составляет 45, 5 тыс. человек;

- экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики, инструкторы-проводники, по экспертной оценке, составляют 20% работников турфирм;

- государственная пошлина в соответствии с пунктом 72 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу аттестата экскурсовода(проводника) и гида-переводчика предусмотрена в размере 1 300 рублей.

Таким образом, средняя численность экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников составляет примерно 9,1 тыс. человек (45,5 тыс.человек х 20% =9,1 тыс.человек).

Средства от проведения аттестации (без учета субъектов малого предпринимательства) составят 11 830,0 тыс.рублей (9,1 тыс.человек х 1,3 тыс.руб.= 11 830,0 тыс.рублей).

4. В части внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

В развитие норм законопроекта предлагается:

в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внести изменения по наделению органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочием по осуществлению регионального государственного надзора за деятельностью экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», внести изменения по наделению Минкультуры России полномочием по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ для экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», внести изменения предусматривающие, что аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию инструкторов – проводников, сопровождающих туристов и обеспечивающих их безопасность при прохождении установленных видов туристских маршрутов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о туристской деятельности;

в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) ввести новую статью 14.51.1 «Незаконная деятельность экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников», согласно которой осуществление деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников без получения в установленном порядке аттестата, если такая аттестация в соответствии с федеральным законом обязательна, а равно привлечение к осуществлению деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников без наличия полученного ими в установленном порядке аттестата влечёт наложение административных штрафов.

5. Сроки вступления в силу норм законопроекта

Аттестацию для экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников планируется ввести с 1 июля 2018 года, при этом осуществление регионального государственного надзора, а также административную ответственность за нарушение требований законодательства в сфере деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников с 1 июля 2020 года.


Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников» соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.



Возврат к списку