Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

◊◊◊ АССОЦИАЦИЯ ГИДОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ, ЭКСКУРСОВОДОВ И ТУРМЕНЕДЖЕРОВ ◊◊◊ МОСКВА, РОССИЯ ◊◊◊ ASSOCIATION OF GUIDES AND TOUR MANAGERS ◊◊◊ MOSCOW, RUSSIA ◊◊◊

03.04.2017

ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ МОЖЕТ СКОРО БЫТЬ ПРИНЯТ!

Уважаемые коллеги!

В августе 2015 года Президент Российской Федерации поручил Правительству РФ подготовить законопроект об обязательной аттестации гидов-переводчиков, экскурсоводов и инструкторов-проводников на территории России. Разработка законопроекта была поручена Министерству культуры. Была создана рабочая группа по разработке законопроекта, в который вошли А.Осипов, М.Крессова и И.Шнайдген. Предложения Ассоциации были полностью учтены в законопроекте, был использован положительный опыт ныне действующей системы аккредитации в г. Москве.

Законопроект об обязательной аттестации гидов-переводчиков, экскурсоводов и инструкторов-проводников прошел общественные слушания, были организованы и выездные семинары в ряде регионов РФ: в Сочи, Туле, Ярославле и др., а также выездное заседание профильного Комитета Совета Федерации в Сочи.

Законопроект в соответствии с законодательством РФ был согласован с министерствами: экономического развития, финансов, труда и социальной защиты, юстиции.

Уважаемые коллеги, вы все прекрасно знаете, какое мощное сопротивление возникло против принятия данного закона, в первую очередь – со стороны тех лиц, которые отстаивают интересы китайского теневого турбизнеса.

К сожалению, на начальном этапе становления турпотока из КНР туроператоры сочли, что не имеет значения, сопровождает группу легальный или нелегальный гид, лишь бы туристы ехали. Однако после того, как наши туроператоры поняли, что большая доля обслуживания перешла к нелегальным представителям китайского турбизнеса, работающим в Москве, а они лишаются доходов, туроператоры стали нашими союзниками.

Ряд отраслевых ведомственных структур не то чтобы открыто возражали, но высказывали сомнения, у них оставалось много открытых вопросов по ключевым положениям. Этим объясняется такое продолжительное, иногда казавшееся бесконечным, обсуждение.

Но нам помогла статистика: когда проанализировали рост объема въездного туризма из КНР на 40 %, оказалось, что при этом увеличения доходов почти не произошло. По моему мнению, именно отдавая себе отчет в том, что ключевой фигурой теневого китайского турбизнеса является нелегальный гид, все структуры сняли свои возражения.

В качестве непредвиденных подводных камней можно привести следующий пример: когда был подведен итог общественного слушания и все его участники высказались «за», в пункте 1 статьи 5 законопроекта, где изначально было предусмотрено привлечение к административной ответственности следующих нарушителей закона: физических лиц (граждан), должностных лиц и юридических лиц, Министерство экономического развития исключило физических лиц (граждан). То есть нелегальные так называемые гиды, являясь физическими лицами (гражданами), освобождались от ответственности. Потребовалась не одна неделя работы согласительной комиссии, чтобы была снята последняя преграда и все основные требования, которые изначально отстаивала наша Ассоциация, вошли в проект.

Хотя следует отметить, что определенные успехи были достигнуты и в прошлом: в Законе о туристской деятельности в РФ от 1996 г. № 132-ФЗ по инициативе Ассоциации было прописано, что гид-переводчик – это профессионально подготовленное лицо; в 1998 г. был подписан нормативный акт Правительства Москвы № 224-РЗП «О формировании единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в г. Москве»; в 2014 г. - Приказ минтруда № 539н о профстандарте гида/экскурсовода. Однако возможности вести успешную борьбу против нелегалов эти нормативные акты, к сожалению, не давали.

За 25 лет нам было предложено несколько вариантов законопроектов, которые ссылались на статьи Конституции о свободном передвижении капитала и рабочей силы. Это означало бы, что гид-переводчик и экскурсовод, окончив курсы в одном из регионов РФ, имел бы право работать на всей территории РФ. Предлагалось создать Экспертный совет по аккредитации гидов и экскурсоводов в Москве, при федеральном орган по туризму, но это означало бы, что вся аттестация носила бы централизованный характер.

Наши предложения основаны на том, что гид имеет право работать на территории только того субъекта федерации, в котором он прошел обучение и аттестацию (аккредитацию).


Второе положение, которое мы считаем особо важным в нынешних условиях сплошного пиратства, и преодолеть сопротивление которому на протяжении нескольких лет было труднее всего, - особое условие доступа к профессии гида/экскурсовода в РФ: только наличие российского гражданства.

Правовые управления вышеуказанных министерств не были осведомлены об особых условиях вступления РФ во Всемирную Торговую организацию. Перед вступлением в ВТО странами оговариваются особые условия по различным отраслям (промышленность, сельское хозяйство и др.). Благодаря настойчивой работе нашей Ассоциации в разделе «Туризм» было прописано, что работать в качестве гида на территории РФ могут исключительно граждане РФ. На встречах с Министром труда и соцзащиты Топилиным и должностными лицами Министерства экономического развития нам удалось убедить их применить к проекту Закона эти особые условия.


На пути принятия закона сделан важный шаг: законопроект, подготовленный Министерством культуры, направлен в Правительство РФ. После согласования правовым управлением Правительства он будет направлен в Госдуму, где предстоят 3 слушания законопроекта. Особенно важным для нас будет второе чтение, где могут быть внесены изменения.

В настоящее время наша задача– добиться поддержки законопроекта в его нынешней редакции депутатами Госдумы. После этого, естественно, будет слушание в Совете Федерации и затем – утверждение Президентом РФ.


ПРИЛОЖЕНИЕ (ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ЗАКОНОПРОЕКТА)


Статья 4. условия оказания услуг экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на туристских маршрутах.

Услуги экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков на туристских маршрутах оказываются гражданами Российской Федерации, аттестованными в соответствии с настоящей статьей и состоящими в трудовых отношениях с организациями или индивидуальными предпринимателями, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков либо являющимися индивидуальными предпринимателями, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков.

Аттестация экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма. Порядок аттестации, отказа в аттестации, отзыва аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также основания для таких отказов и отзыва и форма такого аттестата устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Для проведения аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются представители организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества экскурсоводов (гидов) или гидов-переводчиков.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма ведет реестр аттестованных им экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 14.51.1.

1. Оказание услуг экскурсовода (гида) или гида-переводчика на туристских маршрутах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации лицом, не имеющим соответствующего аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающего услуги на туристских маршрутах, полученного по результатам аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации о туристской деятельности, если такая аттестация в соответствии с федеральным законом обязательна, а равно привлечение такого лица к оказанию ус луг экскурсовода (гида) или гида-переводчика на туристских маршрутах – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 6

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Абзац пятый пункта 3, абзац тридцать второй пункта 4, абзац тридцать первый пункта 5, абзац второй пункта 7 статьи 1, статья 2 и статья 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2020 года.

***


До принятия закона задача Ассоциации – активно работать с ГУ МВД по городу Москве (с учетом того, что в МВД переведена Миграционная служба, имеющая право проверять нелегальных «гидов» в связи с нарушением ими как иностранными гражданами закона о трудовой деятельности). Надо возобновить рейды в Кремль, в первую очередь – силами гидов-переводчиков китайского языка.


Иожеф Шнайдген

Возврат к списку


 
Услуги гида-переводчика
Наша Ассоциация объединяет более тысячи лицензированных гидов.

Если Вам нужны услуги гида-переводчика, обращайтесь к диспетчерам

If you need a guide
Over 1000 licensed guides belong to the Association.

Click the link below to find out how to contact guides speaking various languages.

Полезные ссылки

Департамент национальной политики межрегиональных связей и туризма

welcome.mos.ru

Учебно-координационный центр "Гиды и экскурсоводы" -www.studygid.ru

Ассоциация Туроператоров России -www.atorus.ru

Российский Союз Туриндустрии -www.rustourunion.ru

Мы Вконтакте

Мы в Facebook